История завода ДМЗ (АООТ "ДНПП")

- история г. Долгопрудного.

 

Документальный очерк

Родной завод. Мой коллектив... Эти понятия для большинства, кто трудился и трудится на этом предприятии, не просто слова - это образ жизни, взаимоотношения между людьми. Надо ли говорить, какая это строгая и щедрая школа! И трудовую славу завода ковали сообща, усилиями всех его работников.

А началось все с тридцатых годов, когда наша страна, залечив тяжелые раны разрухи, нанесенные империалистической и гражданской войнами, переходила на новые рельсы развития своей промышленности и науки, строила новые города, осваивала новые территории. Нужен был дешевый транспорт для перевозки грузов и пассажиров к самым отдаленным, труднодоступным местам. Таким требованиям отвечали, прежде всего, дирижабли.

В 1931 году при Управлении Гражданского Воздушного Флота организуется «Дирижаблестрой». Место для него было выбрано недалеко от Долгих прудов.

«Условия работы и жизни были очень тяжелыми, - вспоминают участники стройки. - Вокруг болото и лес, механизации почти никакой - все делали вручную, жили во временных помещениях - бараках без всяких удобств, трудно было с продуктами, водой. Но мы не унывали, знали, что трудности временные, и это помогало нам выстоять, победить».

Строили сразу все: дирижабельную верфь, порт, эллинг, газовый завод, жилые помещения.

5 мая 1932 года постановлением правительства производственная база и порт опытного строительства и эксплуатации дирижаблей были введены в действие. С этого дня и началась история ДМЗ.

Одним из руководителей управления и конструкторского бюро дирижаблей был приехавший по контракту в СССР Умберто Нобиле - известный итальянский конструктор-дирижаблист, исследователь Арктики.

В 1932 году на верфи были заложены первые крупные корабли полужесткой конструкции. В 1934 году дирижабль «СССР-В6» вступил в строй. Это был корабль большой грузоподъемности, надежный в эксплуатации. Он мог покрывать большие расстояния без посадки.

В 1933 году «Дирижаблестрой» посетил председатель Госплана СССР, заместитель председателя Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны В. В. Куйбышев, в 1934 году - К. Е. Ворошилов.

В результате быстрого жилищного строительства около станции Долгопрудная к 1935 году вырос большой населенный пункт, где проживало около 8000 человек, которому определен был статус рабочего поселка с названием «Дирижаблестрой».

В «Дирижаблестрое» было создано специальное опытное конструкторское бюро, консультантом которого стал К. Э. Циолковский; был построен цех, в котором изготавливали летающие модели цельнометаллического дирижабля. В 1935 году изготовили большую модель цельнометаллического дирижабля. Велись подготовительные работы по строительству дирижабля «Правда» конструкции К. Э. Циолковского. Однако они остались незаконченными. Бурное развитие самолетостроения снизило роль дирижаблей в народном хозяйстве. Но еще немало ярких страниц в историю отечественного и мирового воздухоплавания вписали наши дирижаблисты.

В 1937 году экипаж дирижабля «СССР-В6» под командованием Ивана Панькова установил мировой рекорд по продолжительности полета.

В первых числах февраля 1938 года весь мир узнал о бедствии дрейфующей станции «Северный полюс-1». На спасение папанинцев отобрали 19 лучших дирижаблистов-комсомольцев под руководством командира экипажа Н. Гудованцева. 5 февраля дирижабль отправился в пробный полет, а 6 февраля из-за неблагоприятных погодных условий сурового Севера близ города Кандалакша дирижабль потерпел катастрофу, в результате которой погибли 13 человек.

В 1939 году заводу дано задание - организовать серийный выпуск самолетов. Эта работа продолжалась до 1941 года. С приближением фронта к Москве, в октябре 1941 г., завод был эвакуирован. Освободившаяся площадка использовалась для ремонта самолетов.

Да разве сердце позабудет...

- В 1941 году нас, 15-летних мальчишек, собрали в отделе подготовки кадров завода, объяснили, что мы должны заменить ушедших на фронт рабочих, - вспоминал в беседе со мной ветеран труда, кавалер орденов Ленина и «Знак Почета» медник Иван Григорьевич Фролов. - И каждый из нас хорошо понимал, что должен работать не покладая рук.

- На завод я пришла в 1938 году ученицей счетовода, - вспоминает Антонина Акимовна Тептелева, начальник финансового отдела с 1950 по 1981 годы... - Здесь прошла, можно сказать, вся моя жизнь. Коллектив сплоченный, способный решать самые сложные задачи. Какое значение в моей жизни имел завод, я в полной мере осознала, когда ушла на пенсию.

С 1941 года 15-летним подростком служил в истребительном батальоне Борис Михайлович Казин, после войны прошедший путь от токаря до заместителя директора завода. За успехи в организации и выпуске продукции в период Великой Отечественной войны 185 особо отличившихся работников завода награждены орденами и медалями Родины.

Более 250 заводчан погибли в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Они с честью выполнили свой гражданский и интернациональный долг. Среди них - бывший слесарь-инструментальщик Василий Собин, воевавший в составе прославленной истребительной Таманской дивизии, Герой Советского Союза. Его именем названа площадь у завода.

В бессмертие шагнул воспитанник завода Николай Сергеев. Он первым из наших заводчан награжден орденом Боевого Красного Знамени.

В 1967 году на территории завода открыт памятник вечной Славы работникам, погибшим в Великой Отечественной войне. Памятник был спроектирован работниками завода и построен на средства, собранные трудящимися.

Почти 50 лет проработала на заводе токарь-револьверщица, кавалер ордена Ленина, отличник качества завода Мария Васильевна Капустина. Неоднократно она избиралась депутатом Долгопрудненского Городского Совета.

На всю жизнь запомнила Мария Васильевна свой первый рабочий день на заводе - 20 декабря 1941 года. Ей было 15 лет. В цехе было очень холодно, снег падал прямо на голову, в бачках замерзала эмульсия. Но никто не жаловался. Подростки взрослели не по годам.

- Мне казалось, - говорит Мария Васильевна, - что на меня в ожидании смотрит вся страна. Я чувствовала, что вношу реальный вклад в изгнание фашиста с нашей земли.

- Я счастлив тем, что у меня было много хороших друзей, - вспоминал на встрече ветеранов Иван Степанович Ветров, тоже проработавший на заводе 50 лет. - На всю жизнь запомнилось, как мне, только что вышедшему из учеников, удалось изготовить сложные детали. Другие не смогли их сделать, а у меня получилось. Когда директор завода узнал, что я сделал эти детали, он пришел в цех и лично пожал мне руку.

Все-таки журналистика порой дарит встречи с людьми удивительными.

Когда я шла в здравпункт заводского ЛТО, чтобы написать о ветеране войны и труда Анне Мироновне Пшестеленец, то даже не подозревала, что встречусь с необычной судьбой.

- Вы смотрели многосерийный телевизионный кинофильм «Вызываем огонь на себя»? - неожиданно спросила Анна Мироновна. - Женя, роль которой в нем исполняет актриса Крачковская, - это я.

Когда началась война, Анна Пшестеленец окончила первый курс медицинского института в г. Смоленске. Эвакуироваться не успела, немцы забрали ее в гетто, откуда через месяц ей чудом удалось вырваться. От гибели Анну спас работавший в штабе немцев писарь - чех Венделин Робличка.

До конца войны А. Пшестеленец действовала в партизанском отряде, где была не только медсестрой, но и участвовала в опасных подрывных операциях. Как дорогие реликвии хранит она орден Отечественной войны II степени, медаль «За отвагу», которую получила в партизанском отряде в 1942 году.

Ратные подвиги многих работников завода отмечены орденами и медалями Родины. Среди них - Герои Советского Союза М. Н. Герасимов, Н. И. Быстров, А. Г. Виноградов, прославленные воины В. И. Легченков, А. Ф. Шаров, В. С. Чубаренков, Н. И. Санникова, А. Ф. Кадушкин, И. А. Якушев и многие другие. Низкий им поклон!

Девушки... Их было много, они были молоды, счастливы, работа ли и учились, мечтали о большой красивой жизни. Им было в то время от 18 до 20 лет. И матери, прощаясь с дочерьми, говорили им в ту горькую минуту: «Берегите себя, возвращайтесь с Победой...». Наши заводчанки. Они защищали Родину. Многие погибли.

После войны вернулись на завод бывшая радистка береговой части Северного Флота, конструктор Е. С. Тумасова, инженер Н. И. Истрашева, инженер А. К. Цибульникова, работница цеха N 19 А. С. Лаврова, офицер запаса В. А. Шибкова, М. М. Батова и многие другие.

Окончилась война. Народ начал залечивать раны, восстанавливать хозяйство.

В 50-х годах завод одним из первых приступил к освоению новой техники. Началось его бурное техническое развитие.

Труд - это тоже бой, бой повседневный, тяжелый. Недаром говорят: "Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд". 65 лет для человека - зрелый возраст, а для коллектива - всего лишь два поколения. Из труда каждого работавшего и работающего на заводе складываются достижения коллектива.

На целине шла великая битва за хлеб. 30 марта 1954 года, получив путевки райкома комсомола, тридцать молодых работников завода отправились в целинный край - Богородский район Хакасской автономной области. Среди них были Г. Дмитриева, М. Козлова, В. Нелюбин, Н. Петров, М. Беликов, 3. Гордеева, Р. Соловенкова, Н. Красолымова. На степных просторах, продуваемых злыми ветрами, еще острее проявлялись душевные качества человека. Бойцы заводского целинного отряда показывали образцы стойкости, воли, трудолюбия.

В пятидесятые годы при заводе создано опытное конструкторское бюро (ОКБ ) с производственной базой и лабораторными службами. Оно развернуло опытно-конструкторские работы по изысканию путей дальнейшего развития специальной техники, улучшения конструкций и повышения качества серийных изделий.

За эти годы предприятием выполнено более 30 наименований серийных и опытных изделий, которые эксплуатируются не только в нашей стране, но и во многих странах дальнего зарубежья.

Новая техника потребовала прогрессивных технологий, нового оборудования. С 1959 года предприятие приступило к разработке специальных станков, а в 1960 году был изготовлен первый специальный станок, затем изготовлена и внедрена в производство первая автоматическая линия механической обработки агрегатов из нормализованных узлов.

За заслуги в области создания специальной техники завод награжден 6 марта 1962 года орденом Трудового Красного Знамени. На торжественном вечере по этому случаю и в связи с 30-летием завода в гостях у заводчан был первый космонавт мира Юрий Алексеевич Гагарин.

Сформировался профиль завода - создателя сложной современной техники, сложился его многотысячный коллектив, обладающий высоким научным потенциалом и большими производственными возможностями по выпуску различных видов продукции.

Следует отметить, что когда завод еще только становился на ноги, его труженики уже выполняли специальные правительственные задания: изготовили скульптуру рабочего человека с рубиновой звездой в руках и карту СССР для Всемирной выставки в Нью-Йорке.

Молодежь завода за короткое время освоила изготовление так называемого гофра из нержавеющей стали, который был использован для оформления станции метро «Маяковская» в Москве.

Через всю историю завода красной нитью проходит история организации и динамического развития социалистического соревнования - той действующей силы, которая стимулировала быстрый рост техники и организацию производства.

Успешно распространялся на заводе передовой опыт. Этому способствовал рост технической грамотности рабочих и инженерно-технических работников, благодаря организации при заводе филиала заочного машиностроительного института и вечернего машиностроительного техникума.

В мае 1956 года состоялся первый заводской слет передовиков производства, на котором были отмечены лучшие коллективы и рабочие - медник Желтов, токарь Давыдов, слесарь-сборщик Акимов, технолог Шишминова, комсомольско-молодежная бригада Кузьмина. Комсомолка Зоя Изотова была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Еще в 1959 году областной комитет профсоюза повсеместно распространил положительный опыт рационализаторов нашего завода по созданию комплексных бригад рационализаторов. Инициатором такого почина выступил инженер Л. Н. Володин. Объединение творческих усилий рационализаторов дало серьезный толчок развитию технического прогресса.

В 1959 году были введены первые денежные премии за лучшие показатели работы цехов, участков, бригад, работников завода. В 1971 году токарю Алексею Кирилловичу Михееву присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

За выдающиеся достижения в труде, за развитие бригадной формы организации и стимулирования труда бригадиру маляров К. Т. Веселовой, бригадиру токарей С. Н. Рождественскому, токарю А. К. Михееву присвоено звание «Лауреат Государственной премии СССР за 1979 год». В разное время немало тружеников завода было награждено орденами и медалями СССР. Среди награжденных орденом Ленина, П. К. Битюков, С. Ф. Ромазин, В. М. Рудников, В. В. Боярских, М. В. Капустина, И. Г. Фролов, И. В. Чуенков, С. Ф. Григорьев.

На заводе всегда уделялось большое внимание подготовке кадров специалистов. Еще в 1940 году было создано ремесленное училище, а в 1954 году силами завода построен учебный комбинат. В коллективе предприятия выросло немало великолепных специалистов народного хозяйства. Директорами заводов стали бывшие работники ДМЗ С. Ф. Кислицын, В. П. Пасько, В. А. Беляков, Л. В. Зотов, В. П. Федорин.

В коллективе трудится очень много замечательных людей. Только трудовых династий больше 20. Среди них самые многочисленные династии Горьковых, Дергачевых, Дунаевых, Рычажковых, Лавровых и др.

Не заглядывала далеко в будущее 18-летняя Людмила Кузнецова, когда в 1955 году пришла работать на завод разметчицей в цех N 25, где и работает до сих пор уже 41 год. Совмещая работу с учебой, окончила техникум. Много лет возглавляла партийную организацию цеха. Общественная активность, желание жить заботами коллектива для Л. М. Кузнецовой - такая же внутренняя потребность, как и добросовестная работа.

От ученика токаря до начальника бюро отдела главного технолога прошел трудовой путь Александр Петрович Бондарев. Отдал заводу 43 года жизни. Имеет много поощрений, награды за отличную работу, но самая главная награда для него - искреннее уважение людей.

И такими людьми завод богат.

48 лет трудится на заводе мастер типографии Валентина Федоровна Белова. Начинала наборщицей, затем в совершенстве овладела всеми видами работ, всеми тонкостями типографского дела. Но более всего она отличается своими душевными качествами - никому не откажет в помощи, ни минуты не бывает без дела, не пройдет мимо, если у кого-то беда. Декабрь 1967 года. По льду Котовского водохранилища шел человек. Он нес на руках ребенка - шестилетнюю дочь Леночку. Человек не ждал беды, но она пришла неожиданно. Под ногами треснул лед. Отец и дочь провалились в воду. Он стал звать на помощь, пытался вытолкнуть девочку на поверхность льда. Первой услышала зов шедшая по мосту Валентина Белова. Она сбежала на лед, который трещал под ногами, а в ушах звон... скорей...скорей... И вот - девочка в руках Беловой. У места катастрофы появился молодой рослый парень. Он лег на лед, бросил тонущему связанные шарфы. Огромными усилиями ему удалось вытащить человека из ледяной пучины.

Или вот еще случай. Он произошел 2 января 1969 года. К нашей станции на большой скорости приближался товарный состав. В это время на железнодорожном полотне мужчина, наклонившись, поправлял соскочивший валенок четырехлетней девочке. Никто из них не реагировал на сигналы машиниста. Казалось, несчастье неминуемо. Поезд был уже совсем близко. В считанные секунды появившаяся откуда-то женщина столкнула замешкавшихся мужчину и девочку с рельсов в сторону. Их жизни были спасены. Кто же эта мужественная женщина? Александра Ивановна Бутурлина, всю жизнь проработавшая на ДМЗ.

65 лет для предприятия - это совсем немного. А сколько сделано! Взять хотя бы жилищное строительство. Достаточно сказать, что только с 1948 по 1965 годы завод построил 47 домов, а с 1965 года начал строить хозспособом девятиэтажные дома со всеми удобствами.

В 1968 году был снесен последний барак в городе.

Поистине титанические усилия прилагали заводские строители, чтобы у людей были нормальные условия жизни и труда. Вот характерный пример. Только за 10 лет (с 1957 по 1967 годы) руками заводских строителей построены и введены в эксплуатацию 38452 кв.м жилой площади, учебный комбинат, больница, поликлиника, клуб в пионерском лагере, детский сад, ясли и другие объекты. Полностью был газифицирован жилой фонд.

В те годы отличились особыми достижениями замечательные труженики и щедрые сердцем люди: М. П. Ножникова - бригадир маляров (на заводе с 1932 года), каменщик бывший фронтовик А. Г. Мальцев (на заводе с 1936 года), плотник А. С. Васильев, бригадир штукатуров С. Д. Неудахин, мастер Е.В. Горьков, старший инженер ОКСа В. В. Крылов и другие.

Заводчане вспоминают добрым словом директора завода Михаила Алексеевича Ильина. Он был великолепным руководителем и организатором. Вопросы технического развития производства и жилищного строительства для него были на первом плане. При нем завод необыкновенно преобразился, намного выше стала культура производства. Территория завода засверкала чистотой, везде благоухали цветы. По сути город Долгопрудный вырос за счет заводского строительства. Когда М. А. Ильин перешел на работу в отраслевое министерство, его Дело успешно продолжил А. С. Дрорецкий.

С первых лет развития завода одновременно шло строительство Детских, бытовых и культурных учреждений. В 1936 году был построен первый сад-ясли на Первомайской улице.

В 1938 году был построен заводской дом культуры «Вперед», в те годы одно из лучших культурно-просветительных зданий Подмосковья. Причем в его строительстве участвовала в свободное от работы на заводе время исключительно молодежь. Это была ударная стройка первых пятилеток. А ведь на этом месте находилось непролазное болото.

На месте нынешнего комбината бытового обслуживания на ул. Дирижабельной были деревянные конюшни для заводского гужевого транспорта. В то время большинство материалов доставлялось на завод на лошадях. Последняя лошадь, которая работала на территории завода, звалась Зорькой.

Люди тянулись к знаниям, к искусству, с большим энтузиазмом участвовали в художественной самодеятельности. В Доме культуры работало много кружков по интересам. С удовольствием заводчане шли на просмотры спектаклей театрального коллектива, душой которого был Борис Рубин. А какие спектакли показывали! «Без вины виноватые», «Летчики", «Отцы и дети», «Платон Кречет» и др. В 1967 году театральным коллективом руководил выпускник театрального училища им. Щепкина Ф. Бинчевский.

Большим успехом пользовался вокальный ансамбль, душой которого много лет была Таисия Шабалина. Не один раз ансамбль «Кантилена» выступал на телевидении. А с каким восторгом всегда встречали выступления самодеятельных певцов: Галины Пронько (ныне она - профессиональная певица, солистка областной филармонии), Юрия Подлазова, Виктора Федорова, Василия Блинова, Александра Алиева, Ирины Беляевой, Маргариты Волковой и многих других.

Широкую славу получила изостудия завода. Вначале это был небольшой коллектив, организованный на общественных началах. Не один десяток лет руководила им Б. Л. Гершойг. Много раз студийцы организовывали передвижные выставки в колхозных клубах, проводили агигпоходы по району. Экспонировались произведения наших художников на выставках в Колонном зале Дома союзов, на ВДНХ, на местных, областных, республиканских, всесоюзных и международных выставках. Питомцы студии не раз награждались грамотами, дипломами я премиями.

В дни VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов студия участвовала во многих выставках, завоевала звание лауреата и была награждена дипломом I степени.

Рисунки маленьких художников-студийцев пользовались большим успехом на выставках в странах Африки, Латинской Америки, Алжире, Японии, Чехословакии, Болгарии, Югославии, ГДР, Дании, Швеции, Норвегии, Франции, на выставке «ЭКСПО-67» в Монреале, а также в США на Всемирной выставке рисунков детей стран - участниц ООН. Возраст студийцев - от 5 до 60 лет. Сейчас изостудией руководит Л. Белкова.

Многие воспитанники изостудии получили широкую известность, так, Оскар Рабин имеет мировую известность. Сейчас живет во Франции. Картины В. М. Орлова - художника-графика - есть в Третьяковской галерее. Т. С. Фадеева - оформитель книжной продукции. Братья Конаревы, Владимир и Александр, - художники-дизайнеры. Этот список можно продолжить.

С первых дней существования завода развивалось и физкультурное движение.

Заводское спортивное общество было участником многих парадов, не раз его физкультурники проходили строевым шагом по Красной площади.

Самыми массовыми были соревнования по футболу, волейболу, хоккею, легкой атлетике. Широкое распространение получили движение лыжных агитбригад, велопробеги с целью пропаганды всего нового, передового. Большой честью для заводских спортсменов было участие в Первом Всесоюзном параде физкультурников в Москве в 1936 году. В 1939 году участниками Всесоюзного парада были лучшие наши спортсмены и первые значкисты ГТО Т. Локтюхова, П. Препелкин, Г. Кокорев, Г. Рыжкова, А. Устинова, И. Устинов, И. Барынин, А. Зыбина. Заводские футболисты и волейболисты славились даже в Союзе.

Легкоатлет И. Устинов в соревнованиях по метанию гранаты занял второе место в Союзе.

Хороших результатов всегда достигали велосипедисты, которых много лет тренировал Ю. М. Лузин. Секция велосипедистов стала победителем первенства области.

Много побед на счету воднолыжной секции, В 1968 году на республиканских соревнованиях нашим воднолыжникам призы вручала Е. Винда - жена легендарного матроса А. Железнякова.

В 1978 году сборная команда воднолыжников завоевала кубок РСФСР и кубок Грузии.

Больших успехов добились лыжная секция и городошники.

На заводе подготовлены мастера спорта международного класса, много мастеров спорта СССР, кандидаты в мастера спорта и спортсмены 1-го разряда.

Большое развитие физическая культура и спорт получили в 60-е годы, когда был построен новый стадион «Салют». Он стал центром массового отдыха работников завода.

Среди заводских спортсменов есть абсолютные чемпионы республики, призеры первенств СССР.

На берегу водохранилища, где стройные сосны и ели, где воздух до синевы чист и свеж, радовал заводской турлагерь «Дружба». Около 30 хорошо оборудованных палаток утопали в пахучей зелени. Здесь каждый мог найти занятие по душе.

Там же, на Красной Поляне, был построен пионерский лагерь, где отдыхали дети работников завода, а впоследствии он стал и для взрослых оздоровительным центром, со статусом санатория-профилактория, отлично оснащенным медицинским корпусом. В 1967 году на территории этой здравницы построили плавательный бассейн.

Как же много в те годы создавалось для простых тружеников и их семей! Многие оценили это только сейчас... и как жаль, что многое из того, что создавалось, достигалось, в последние годы предано забвению.

С начала девяностых годов ДНПП подверглось глубокой конверсии. Наряду с продолжением опытно-конструкторских работ по развитию, модернизации и выпуску спецтехники предприятие осуществляет выпуск различных видов продукции. В частности, выпускает оборудование для пассажирских железнодорожных вагонов, бытовые электродвигатели, газовые баллоны, другие товары народного потребления.

В июне 1994 года решением комитета по управлению имуществом Московской области ДНПП преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Долгопрудненское научно-производственное предприятие» (АООТ «ДНПП»).

Нелегкие испытания в связи с перестройкой выпали на долю коллектива предприятия. Но нет сомнений в том, что он их выдержит.

Любовь Алиева - "И труд, и подвиг "

Copyright SmartSoft Ltd. 17.08.2003

Сайт создан в системе uCoz