О катастрофе дирижабля «СССР В-10»

Советское дирижаблестроение понесло тяжелую утрату. 6 августа 1938 года трагически погибли семь лучших товарищей: Е.М. Оппман, М.В. Василевский, И.И. Жеглов, С.В. Никитин, Л.Д. Крестов, В.А. Сидоров и В.Г. Платонов.

Все погибшие при исполнении служебного долга товарищи были прекрасными работниками, достойными сыновьями нашей прекрасной родины, хорошими общественниками.

Понесенная тяжелая утрата не приостановит и не должна отразиться на том деле, которому они служили.

Наши молодые кадры должны с еще большей энергией, инициативой и настойчивостью работать над развитием и укреплением нашего воздухоплавания и дирижаблестроения.

Необходимо, не покладая рук, работать над улучшением проектирования, производства и эксплоатации наших конструкций. Там, где жизнь экипажей и пассажиров зависит от качества конструкции, от учета всех факторов эксплоатации, от условий полета в воздушной стихии, - должна быть тщательно изучена каждая мелочь, которая влияет на безопасность эксплоатации.

Наши работники обязаны работать с большей организованностью, бороться за усиление дисциплины.

Память о погибших товарищах сплотит еще сильнее наш молодой коллектив в борьбе за выполнение заданий партии и правительства.

Похороны погибших товарищей состоялись 9 августа в Москве на Ново-Девичьем кладбище.

 

 

Биографии погибших товарищей

 

Е.М. Оппман

Командир дирижабля

Евгений Максимилианович Оппман родился в 1883 году в семье военного врача. После окончания гимназии в Пскове Евгений Максимилианович в 1902 г. поступил на службу в армию. Окончив военное училище, он был выпущен в саперную часть и отправлен на фронт для участия в русско-японской войне. В 1908 г. т. Оппман поступил в воздухоплавательную школу. С 1910 по 1916 г. он летал на дирижаблях. На „Клеман Баяре" он был пом. командира, на „Зодиаке" - командиром.

Евгений Максимилианович принимал участие в ряде ответственных полетов на „Кондоре" из Брест-Литовска во Львов и у Перемышля.

После Великой Октябрьской социалистической революции Оппман был выборным командиром 6-го Воздухоплавательного дивизиона, всеми мерами содействуя большевистской агитации. В 1918 г. он добровольно вступил в ряды Красного военного воздушного флота, получив назначение помощника начальника воздушного флота МВО. Он формировал в Москве, Моршанске, Калуге, Сызрани воздухоплавательные отряды для многочисленных фронтов.

После заболевания сыпным тифом в 1919 г. т. Оппман служил в гидроавиации - в Крыму и Одессе.

В 1921 г. т. Оппман служил в частях 51-й Московской дивизии. После демобилизации Евгений Максимилианович принимает как общественник участие в работах по советскому дирижаблестроению. В 1924 г. он подыскивает место стоянки для строившегося на заводе „Каучук" дирижабля „Химик-резинщик". С 1930 г. он принимает на себя командование вторым, построенным в общественном порядке дирижаблем „Комсомольская правда", оставляя работу в одной из московских цинкографий. Под руководством Евгения Максимилиановича началась учеба Гудованцева, Демина, Панькова, Лянгузова, Устиновича, Суслова, Ободзинского, Шнейдермана и др. Студенты Московского высшего технического училища, своими руками строившие дирижабль, стали затем пилотами дирижаблей.

В 1932 г. т. Оппман был назначен командиром дирижабля "СССР В-2", получившего наименование „Смольный". На этом дирижабле он совершил 10 перелетов по маршруту Ленинград - Москва и обратно, 5 полетов над Балтийским морем, круговой перелет Ленинград - Москва - Казань - Ленинград.

Полет по Татарской республике был проведен во время завершения хлебозаготовок. На борту дирижабля находились представители парторганизации республики, за короткое время посетившие отстающие районы. За проведенную работу т. Оппман и весь экипаж получили благодарность от ЦИК и СНК республики.

В 1933 г., не оставляя летной работы, т. Оппман работал в качестве члена научно-технического совета Дирижаблестроя.

В 1934 г. он принял участие в экспедиции по спасению челюскинцев.

В 1935 г. т. Оппман был назначен командиром моторизованного аэростата.

В 1937 г. Евгений Максимилианович вновь идет в полеты, командуя дирижаблем „СССР В-1" и ведя работы пилота-инструктора.

Тов. Оппман налетал на дирижаблях более 1000 часов.

Скромный в быту, прекрасный товарищ, т. Оппман был и отличный общественник. Во время избирательной кампании непартийный большевик т. Оппман проявил себя как отличный агитатор.

Имя Евгения Максимилиановича, нашего „старика", навсегда связано с историей советского дирижаблестроения.

 

Л.Д. Крестов

Бортинженер

Леонтий Дмитриевич Крестов родился в 1909 г. в семье рабочего-котельщика. В городе Мценске он окончил начальную школу.

В 1925 г. т. Крестов поступает на Краматорский машино-строительный завод. Здесь он кончает ФЗУ и работает разметчиком на заводе. В 1930 г. Леонтий Дмитриевич проходит курсы по подготовке рабочих во втузы. Всеукраинский совет профессиональных союзов командирует его в счет профтысячи в Ленинградский институт Гражданского воздушного флота. Поступает он на воздухоплавательный факультет.

Переведенный в Дирижаблестроительный учебный комбинат т. Крестов кончает его в 1936 г.

Леонтий Дмитриевич начинает свою работу в качестве конструктора, быстро становится руководителем группы, а затем ведущим инженером корабля.

Под непосредственным руководством т. Крестова, одного из лучших конструкторов, выполнен ряд ценных и оригинальных конструкций.

Свою производственную работу т. Крестов никогда не отделял от общественной работы. На избирательных участках по выборам в Верховные Советы СССР и РСФСР он всегда был одним из лучших агитаторов.

Коллектив, в котором работал тов. Крестов, выбрал его председателем цехового комитета.

Тов. Крестов был членом ВКП(б) с 1931 г.

 

И.И. Жеглов

Старший бортмеханик

Иосиф Иванович Жеглов родился в 1897 г. в Старобельском районе Донецкой области в семье судового механика. В 1911 г. он окончил городское училище и начал работать помощником машиниста.

С 1916 г. т. Жеглов работал в авиации мотористом. Во время февральской революции, служил в 5-м авиационном парке, он участвовал в боевой дружине в Брянске. Во время Великой Октябрьской социалистической революции, находясь на фронте, участвовал в боях с польскими легионами.

В 1918 г. Иосиф Иванович добровольно вступил в ряды РККА. В составе 9-го авиационного отряда участвовал в боевых операциях на южном фронте. В 1928 г. т. Жеглов, по зачислении в резерв РККА, переводится на работу в Укрвоздухпуть, а затем отправляется в заграничную командировку.

Имея 16-летний опыт работы на самолете, т. Жеглов, перейдя в 1932 г. на работу на дирижабли, явился ценнейшим работником, внедрявшим при эксплоатации дирижаблей опыт эксплоатации самолетов.

В 1932 г. т. Жеглов работал старшим бортмехаником на дирижаблях „СССР В-2" и „СССР В-3". На последнем дирижабле он принял участие в агитрейсе на Украину.

Работая, т. Жеглов вместе с тем учился в заочном техникуме Гражданского воздушного флота.

В 1938 г. т. Жеглов после работы в Эксплоатационной мастерской возобновил свою летную работу.

Скромный, выдержанный товарищ, прекрасный работник, неутомимый общественник, отзывчивый друг - вот основные качества большевика Иосифа Ивановича Жеглова, члена партии с 1924 года.

 

В.Г. Платонов

Бортмеханик

Василий Георгиевич Платонов родился в 1910 г. в семье рабочего-весовщика.

В 1923 г. он вместе с семьей переехал в Москву и в течение пяти лет работал в качестве слесаря. Поступив в 1928 г. на рабфак имени Менделеева, он закончил среднее образование и в 1931 г. начал учиться в Дирижаблестроительном учебном комбинате, который окончил в 1937 г., получив звание инженера-механика. Свою работу он начал стажером на должность корабельного инженера, а затем был назначен на эту должность.

Молодой специалист, инженер-комсомолец т. Платонов отдал все свои знания, энергию и инициативу делу развития советского дирижаблестроения.

Тов. Платонов - комсомолец с 1928 г.- был хорошим общественником, работая уполномоченным по печати при ФЗУ 1-го дома подростков и членом редколлегии стенгазеты.

В 1932 г. вел большую работу в отделе кадров Красно-Пресненского райкома ВЛКСМ.

 

В.А. Сидоров

Бортрадист

Владимир Алексеевич Сидоров родился в 1908 г. в Иркутске в семье служащего. Учась в средней школе, он одновременно работал в столярной мастерской.

В 1928 г. т. Сидоров работал по постройке речных пароходов, одновременно учась в радиокружке. Осенью 1929г. он сдал испытания на звание радиста и перешел на работу в Иркутское бюро погоды.

В РККА т. Сидоров служил в батальоне связи, в котором окончил школу младшего командного состава и остался при ней в качестве инструктора-радиста. Он участвовал в ряде больших походов в должности начальника коротковолновой радиостанции. Имел благодарность от начальника связи ОКДВА.

После демобилизации Владимир Алексеевич поступил в 1932 г. на работу в „Дирижаблестрой" радистом. С 1933 г. он работал старшим радистом радиостанции, а затем бортрадистом на дирижаблях. Он принял участие в экспедиции по спасенью челюскинцев.

К концу 1937 г. т. Сидоров налетал на разных дирижаблях 1000 часов, на самолетах - 60. Он нес в 1937 г. почти непрерывную 130-часовую вахту в рекордном полете дирижабля „СССР В-6".

Владимир Алексеевич был старейшим радиолюбителем, работал в радиокружках, в секции коротких волн ОДР. Отличный мастер своего дела, энтузиаст воздухоплавания, он воспитал несколько "поколений" бортрадистов.

 

М.В. Василевский

Помощник командира

Михаил Васильевич Василевский родился в 1906 г. в крестьянской семье.

До 1924 г. он учился. В 1925 г. т. Василевский вступил в ВЛКСМ и по 1929 г. работал в комсомоле: был секретарем ячейки, выполнял обязанности секретаря волостного комитета ВЛКСМ и полгода был зав. АПО Кимрского райкома ВЛКСМ.

С 1929 г. т. Василевский - член ВКП(б).

Призванный в РККА, т. Василевский работал в школе военных летчиков авиационным мотористом и там же сдал испытания на звание авиационного техника запаса.

После демобилизации т. Василевский решил продолжать работу в воздушном флоте и в 1931 г. поступил в Ленинградский авиационный техникум. После окончания этого техникума работал инструктором в Первом московском авиационном техникуме.

В 1933 г. Михаил Васильевич окончил курсы пилотов при Дирижаблестроительном учебном комбинате и начал работать на дирижаблях в качестве штурвального.

Свои знания моторов т. Василевский использовал для составления описания моторов одного из дирижаблей и образцово работал на этих моторах в качестве механика.

Тов. Василевский являлся энтузиастом полетов на аэростатах-прыгунах, достигнув высоких показателей в этом виде спорта.

С полным правом надеялся он в ближайшем будущем доказать на практике значительные возможности этих аэростатов.

В последнее время т. Василевский работал пом. командира дирижабля.

Учась, овладевая техникой, т. Василевский проявлял исключительную инициативу и добросовестность в выполнении партийных и общественных поручений.

В колхозе „Красная горка" хорошо знали т. Василевского. Хороший агитатор и пропагандист, он заслужил особую благодарность колхозников за работу по ремонту уборочных машин.

Настойчивость, прямота, готовность к любой самой трудной работе, стремление к знаниям - эти качества привлекали к Михаилу Васильевичу симпатии всех, его знавших.

 

С.В. Никитин

Пилот

Сергей Васильевич Никитин родился в Москве в семье слесаря-водопроводчика в 1905г.

В 1917 г., окончив 4-классное начальное училище, Сережа Никитин стал помогать отцу, обремененному большой семьей. Первое время он работал мальчиком в магазине, потом кучером.

После Октябрьской революции и окончания гражданской войны т. Никитин получил возможность учиться. В 1925 г. он стал шофером и проработал более 9 лет в московских гаражах по этой специальности.

В 1934 г. Сергей Васильевич поступил в Воздухоплавательную школу Дирижаблестроительного учебного комбината, которую закончил в 1938 г. со званием пилота-воздухоплавателя.

За время учебы т. Никитин был не только примерным курантом, но и хорошим общественником.

Энтузиаст летного дела, овладевший пилотажем самолёта и сферического аэростата, т. Никитин решил овладеть также и техникой эксплоатации дирижаблей. В начале 1938 г. он был зачислен учлетом-стажером эскадры дирижаблей. Сергей Васильевич был членом ВКП(б) с 1932 г.

"Сборник научно-технических работ по дирижаблестроению и воздухоплаванию"

Москва, 20.11.1938

Copyright SmartSoft Ltd. 17.08.2003

Сайт создан в системе uCoz